Литейные сплавы зачастую состоят из стали, алюминия, чугуна, меди и магния. Каждый из этих материалов имеет различные свойства и стоимость. Наиболее распространенным сырьем, предназначенным для получения отливок, считается чугун, ведь именно из него отливают 70% всех литейных изделий. Данный металл получил широкое распространение благодаря дешевизне и хорошим технологическим свойствам. Сегодня в литейном деле используют высокопрочные, легированные, ковкие и серые чугуны.
Для изготовления отливок деталей, обладающих хорошими пластическими свойствами и высокой прочностью, в качестве литейного материала используется сталь. Если говорить в процентах, то в тяжелом и энергетическом машиностроении вес отливок составляет 55-60% от веса готового изделия; в тепловозах этот показатель равен 40-50%. Чаще других используются нержавеющие стали 10Х13Л, 12Х18Н9ТЛ; углеродистые стали 15Л…55Л; легированные стали 30ХГСЛ, 110Г13Л.
В свою очередь, медные сплавы предоставляют возможность изготовить отливки с хорошими антифрикционными и износостойкими свойствами. Кроме того, литейные изделия из медных сплавов могут похвастаться высокой коррозионной стойкостью, как в атмосфере, так и в морской или технической воде. Медные сплавы прекрасно обрабатываются резанием и полируются. Несмотря на достоинства, есть и недостаток — абсолютно все сплавы из меди склонны к образованию трещин.
Изделия из алюминиевых сплавов составляют чуть более 70% цветного литья. Не удивительно, что они отличаются высокой удельной прочностью, а также хорошими литейными свойствами и коррозионной стойкостью. Отливки из алюминиевых сплавов применяются в машиностроении, авиационной и автомобильной промышленности.
Магниевые сплавы отличаются высокими механическими свойствами, но при этом их литейные свойства невысоки. Применяются они в авиационной промышленности, приборостроении и текстильном машиностроении.